Махабхарата о Дхарме

This post in: enEnglish

«Кто следует дхарме ради самой лишь дхармы и терпит страдания, тот не мудр, не ведает он сути дхармы, как (не видит) слепой солнечного света. Кто стремится к артхе ради самой лишь артхи, тот не смыслит в артхе; поистине, он (со своим богатством) подобен слуге, стерегущему (хозяйский) лес. Кто чрезмерно печется об артхе, но не следует двум другим (целям), такого все живые существа должны предавать смерти, как ненавистного брахманоубийцу. А тот, кто стремится к одной лишь каме, не следуя двум другим (целям), теряет (всех) своих друзей, ускользают от него дхарма и артха. Отлученный от дхармы и артхи, предается он по прихоти своей увеселениям, но стоит только исчерпаться каме — и ждет его верная гибель, как рыбу в пересохшем водоеме.


Потому мудрые никогда не пренебрегают ни дхармой, ни артхой, ибо это они порождают (блага) камы, как (дощечка) арани (порождает) пламя. Всегда дхарма порождает артху, артха же способствует дхарме; знай, что одно из них порождает другое, как (порождают друг друга) океан и облака. Наслаждение, возникающее при обретении житейских благ или от прикосновения к ним, есть кама; оно представляется чисто мысленным, не имеющим в себе ничего телесного.

Стремящийся к артхе (пусть) идет (путем) высокой дхармы, о царь, стремящийся к каме — (путем) артхи; и только (путь) камы не приводит ни к чему другому. Ведь кама не может породить даже другую каму в качестве плода, ибо плод вкушенный (не возрождается), от (сожженного) полена остаются лишь запах да угли.

Как мясник истребляет птичек, о царь, так да будет проявление беззакония гибельно для (повинных в нем) существ! Глупца, который из любострастия и жажды обладания презрел стезю дхармы, все живые существа должны предавать смерти как здесь, так и в ином существовании. «

Бхимасена Юдхиштхире. Махабхарата

______________

Неисполнение Дахрмы - нарушение обязательств_______________

Кришна — Арджуне:

«Сейчас я опишу нишкама карма-йогу — путь самозабвенного действия. Тебе следует совершать свои предписанные обязанности, но ты не можешь претендовать на их плоды. Никогда не желай насладиться плодами своего труда, но то, что эти плоды не принадлежат тебе, не дает тебе право пренебрегать своими обязанностями. О Дхананджайа, отбросив желание наслаждаться плодами своей деятельности, укрепись на пути преданности (бхакти-йоге). Выполняй обязанности, которые соответствуют твоей природе, воспринимая успех и неудачу одинаково. Знай, что йогой именуют способность сохранять внутреннюю стабильность, как при успешных, действиях, так и при неудачных.

О Дхананджайа, действие ради выгоды совершенно не идет в сравнение с внутренней гармонией самозабвенного действия (буддхи-йогой). Люди, жаждущие насладиться плодами своих поступков — малодушные скупцы. Они доводят себя до внутреннего опустошения, разрываемые на части своими желаниями. Поэтому прими этот путь самозабвенного действия с твердой решимостью.»

Бхагават-Гита

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.