Имена и качества Гуру

Куларнава Тантра, глава 17

Шри Деви сказала:
О, Кулеша! Я хочу услышать об именах Гуру и
глубинном смысле терминов Кулы, поведай Мне об этом, О, Парамешвара!

Ишвара сказал:
Слушай, О, Деви! Я поведаю Тебе о том, что Ты
спросила. Просто услышав об этом, засияет знание Кулы.
Я склоняюсь перед Высшим Повелителем, самим Богом
Шивой в образе Гуру, воплощением Высшего Знания и Совершенства, принимающим
многочисленные формы, чья сущность – сам Нараяна, чья сущность – сам Параматма,
чье Сознание рассеивает тьму неведения, кто есть образ сострадания, дарующий
высшее благо своим преданным. Я склоняюсь перед Тобой, Я склоняюсь позади Тебя,
со всех сторон, наверху и внизу. Я буду вечно служить Твоему образу Сат-чит
(Бытия и Сознания).
Гуру: Слог Гу – символизирует тьму; слог ру –
рассеивание. Тот, кто рассеивает тьму неведения, является Гуру.
Буква га – означает дарующий совершенство; ра –
сжигающий грехи; у – это сам Вишну. Тот, кто объединяет в себе все три,
является высшим Гуру.
Буква га – означает полноту знания; ра – объяснение;
у – тождественность с Шивой. Тот, кто объединяет в себе все три, является Гуру.
Так как он открывает тайну Агам и природу Атмана
тем, кто пребывает в неведении, и являет собой образ Рудры, он назван Гуру.
Ачарья: Так как он ведет (ачарате) ученика к высшей
Истине, и открывает сущность Шастр, назван Ачарьей.
Так как он обучает всех живых и неживых существ
(чара-чара), и достиг совершенства в йоге, он назван Ачарьей.
Арадхья (святой; тот, кого почитают) – так как он
открывает природу Атмана (атмабхаву), отбросил все привязанности и отвращения
(рага-двеша), а его ум утвердился в медитации (дхьяна), он назван Арадхья.
Дешика (Наставник) – О, Любимая! Так как он являет
собой образ Божества (девата), дарует милость ученикам (шишья) и является
воплощением сострадания (каруна-майа), он назван Дешикой.
Свами (Мастер) – так как он источает внутренний
(сванта) покой, созерцает высшую Реальность (Пара-таттву) и свободен от
неведения (митхья-джнана; ложные знания), он назван Свами.
Махешвара – так как он свободен от оков ума
(манодоша), отбросил все бесполезные споры (хету-вада) и расширяется (шва) во
всех направлениях от Твоей любви (рамья), он назван Махешварой.
Шринатха – так как он несет знание счастья (шри) и
освобождения, пробуждает звучание (нада) Брахмана, и являет собой символ
уничтожения (стхагита) неведения, он назван Шринатхой, О, Любимая!
Дева – так как он пребывает за пределами времени и
пространства (деша-кала) и управляет (вашикрита) всем миром и живыми существами,
он назван Девой.
Бхаттарака (святой) – так как он устраняет мирские
узы (бхава), носит на своей голове луну в форме (та), защищает (ракшана) и
очаровывает (камания), он назван Бхаттаракой.
Прабху (обладающий силой) – так как он постиг мистический
смысл тайных (прагупта) агам и веданты, и дарует наслаждение (бхукти) и
освобождение, он назван прабху.
Йогин – так как он пробуждает мантру через практику
йони-мудры и почитается множеством божеств (гирвана-гана), он назван йогином,
О, Любимая! Самйами (аскет) – так как он отказался от всех страданий
(санга-дукха) и повсюду (ятра-кутра) живет в одиночестве (митха), утвержденный
в Атмане, он назван самйами.
Тапасви – так как он созерцает Высшую Реальность
(Таттва), свободен от лицемерия (паривада) и живет (свикара) счастливо, он
назван тапасви.
Авадхута – так как через священный слог Ом (акшара),
он освободился (дхута) от оков сансары и осознал смысл слов «тат твам аси» (Ты
есть То), он назван авадхутой.
Вира – так как он свободен (вита) от страсти (рага),
гнева, ревности и иллюзий, и его не затрагивают (видхура) ни раджас, ни тамас,
он назван вирой.
Каулика – Кула – это семья, рожденная Шивой и Шакти;
тот, кто знает, что она дарует освобождение, назван кауликой.
Кула – это Шакти, Акула – это Шива; О, Возлюбленная!
Тот, кто постиг совершенный союз Кулы и Акулы, назван кауликой.
Садхака – так как он накапливает силу (сара),
следует путем дхармы, и контролирует органы чувств (карана), он назван
садхакой.
Бхакта – так как через свою любовь (бхаджанат) и
высшую преданность (пара-бхакти), тела (кайа), речи и ума, он пересекает
(тарати) океан страданий, он назван бхактой.
Шишья – так как он посвятил свое тело, богатство и
жизненную силу (прану) Сатгуру, и получает наставления (шикша) йоги из уст
Гуру, он назван шишьей.
Йогини – так как она практикует йони-мудру, служит
божественным стопам Матери (Гириджа – Парвати) и во всем уповает (нирлинопадхи)
на Нее, она названа йогини.
Шакти – так как она возлюблена миллионами
(шата-коти) великих божеств и йогинь, и дарует освобождение (тивра-мукти) через
страсть (страстную любовь), она названа Шакти.
Падука – так как они защищают (палана) от бедствий
(дурита) и увеличивают счастье (камитартха), они названы падуки, О,
Возлюбленная!
Джапа – так как она разрушает грехи тысяч предыдущих
рождений (джамна) и проявляет Свет Высшего Божества (пара-дева), она названа
джапой.
Стотра – так как она постепенно (стока-стокена)
наполняет ум высшей радостью и направляет (сантара) восхваление Божествам, она
названа стотрой.
Дхьяна – так как посредством нее разум способен
управлять беспокойными чувствами и созерцать избранное Божество, она названа
дхьяной.
Чарана (поведение, образ жизни) – О, Парвати! Так
как оно приводит к цели (чаритартха), защищает от негативных действий и
обладает природой мужчины и женщины (нара-нари), оно названо чараной.
Веда – так как она содержит всю сущность священных
знаний (ведита) и дхармы, и является основой всех философских систем
(даршанов), она названа ведой.
Пурана – так как она повествует о грехах и
добродетелях (пунья-папа), об уничтожении демонов (ракшасов) и пробуждает
девятикратную преданность (нава-бхакти), она названа пураной.
Шастра – О, Деви! Так как она управляет (шасанат)
теми, кто живет по правилам варнашрамы (стадий жизни) и спасает (тарана) от
всех грехов, она названа шастрой.
Смрити – так как она определяет дхарму и адхарму для
тех, кто верен преданиям (смарана), и рассеивает тьму (тимира), она названа
смрити.
Итихаса (легенда) – так как она повествует о добре
(ишта) и дхарме, рассеивает тьму (тимира) неведения и уничтожает (харанат) все
страдания (сарва-дукха), она названа итихасой.
Агама – так как она повествует о пути (ачара)
достижения божественного счастья (дивья-гати) и природе души (махатма), она
названа агамой, О, Возлюбленная!
Шакта – так как он почитаем множеством шактинь, и
посредством высшей изначальной Шакти пересекает (тарана) океан существования,
он назван шактой.
Каула – так как он отбрасывает все стадии жизни,
начиная с юности (каумара), уничтожает рождение и смерть (лайа), и тотально
погружен в Кулу, он назван каулой.
Парампарья – так как она разрывает узы (паша),
преисполнена (ранджанат) Высшего Света (паратеджас) и сияет в умах аскетов
(яти), она названа парампарьей.
Сампрадая – так как она является драгоценностью в
этом мире (сансара), ведет к сияющему блаженству (пракашананда-данатах) и
дарует славу (йашас) и процветание, она названа сампрадаей.
Амная – так как она является высшей (адитват) из
всех путей, увеличивает радость в уме (манолласа) и является причиной дхармы, и
яджны (жертвы), она названа амнаей.
Шраута (тот, кто слышал) – так как он услышал
(шрута) о великой мантре, янтре, тантре и девате, и его слух остался неповрежденным,
он назван шраутой.
Ачара (поведение) – так оно воплощает сущность учения
(амная), определяется мастерством (чатурья) и отсекает привязанности и
отвращения (рага-двеша), оно названо ачарой.
Дикша (посвящение) – так как она дарует божественно
состояние (дивья-бхава), смывает (кшалана) все грехи, и освобождает от оков
мирского существования, она названа дикшей.
Абхишека (священное омовение) – так как она
уничтожает чувство эго (ахамбхава) и страх (бхити) посредством возлияния
(сечана), и вызывает трепет (кампа) блаженства, она названа абхишекой.
Упадеша (наставление) – так как она наполнена
(улвана) Тобой (Шакти), дарует высшую (пара) любовь Божества (Девата) и
наделяет силой (шакти), она названа упадешой.
Мантра – так как через размышление (манана) она
проявляет сияние Божества и защищает (трайате) от всех страхов, она названа мантрой.
Девата – О, Парвати! Так как он наполняет тело
(деха) преданного, исполняет желания (варадана) и избавляет от трех видов
страдания (тапатрайа), он назван деватой.
Ньяса – так как она размещает на частях [тела]
драгоценности, обретенные заслуженно (ньяйопарджита) и защищает от всего
(сарва-ракша-кара), она названа ньясой.
Мудра – так как она доставляет радость (мудам)
девате и расплавляет (драва) разум, она названа мудрой, которую нужно
показывать, О, Кулешвари!
Акшамалика (гирлянда букв от а до кша) – так как она
приносит неисчислимые (ананта) плоды, уничтожает (кшапита) все грехи и дарует
благо через буквы алфавита (матрика), она названа акшамаликой.
Мандала (мистический круг) – так как в ней счастливо
(мангала) пребывают дакини, и она является обителью множества йогинь и Лалиты,
она названа мандалой, О, Девеши!
Калаша (кувшин) – так как она подобна позе лотоса
(камаласана), разрушает низшие (лагху) таттвы и устраняет (шамита) величайшие
грехи, она названа калашей.
Янтра (инструмент, диаграмма) – О, Кулешвари! – так
как от Ямы, от всех существ, и даже от страхов она всегда создает зашиту
(трайате), она названа янтрой.
Асана – так как она приводит к самопознанию
(атма-сиддхи), предотвращает все болезни (сарва-рога) и дарует девять сиддхи
(нава-сиддхи), она названа асаной, О, Любимая!
Мадья (вино) – так как она разрушает оковы иллюзии
(майи), указывает путь к освобождению и избавляет от восьми страданий, она
названа мадьей. Так как она является великой жертвой (махадана), средством
осуществления йоги и пробуждает пьянящее переживание Богини, она названа
мадьей.
Сура (особый сорт вина) – О, Любимая! – так как она
наполняет ум радостью (суманасах), приносит царскую власть (раджья) и
пробуждает состояние божества (суракара), она названа сурой. ???
Амрита (нектар бессмертия) – так как она обладает
формой луны (амритамшу), устраняет страх смерти (мритью) и открывает свет
истины (таттва), она названа амритой, О, Возлюбленная!
Патра (чаша) – так как из нее можно выпить (пана)
всю вселенную, поддерживает три четверти (тричатушка) мира и защищает (трана)
от грехов, она названа патрой
Адхара (опора) – так как она обладает формой огня
(ашушукшани – быстро движущегося), возлюблена Творцом (Дхартидевой) и зашищает
(ракшана) творение, она названа адхарой.
Мамса (мясо) – так как оно дарует счастье
(мангалйа), пробуждает блаженство (самвидананда) и возлюблено всеми Божествами,
оно названо мамсой.
Пуджа (ритуал поклонения) – так как она разрушает
[карму] предыдущих рождений (пурва-джамна), останавливает круговорот рождения и
смерти (джамна-мритью) и приносит великие плоды, она названа пуджей.
Арчана (почитание) – так как она дарует желаемые
плоды (абхиштха-пхала), является основой четырех видов плодов (чатурварга), и
доставляет радость (нанданат) всем Богам, она названа арчаной.
Тарпана (подношение)
Гандха (аромат) -так как она уничтожает безграничные
(гамбхира) страдания и несчастья, и дарует постижение дхармы, она названа
гандхой.
Амода (радость, благоухание) – так как она порождает
все, что можно обонять (агхра), указывает путь к освобождению (мокша) и сжигает
(дагдха) все страдания, она названа амодой.
Акшата – О, Кулешани! – так как они даруют пищу
(анна), устраняют (кшапита) все грехи и приводят к постижению истины (тат), они
названы акшатой.
Пушпа (цветы) – так как они увеличивают заслуги
(пунья), устраняют множество грехов (папа) и даруют неисчислимое (пушкала)
богатство, они названы пушпой.
Дхупа (дым от ароматических курений) – так как она
полностью устраняет (дхута) все дурные запахи и пробуждает высшее блаженство
(парамананда), она названа дхупой.
Дира (лампа) – так как она рассеивает тьму
глубочайшего (диргха) неведения и эгоизма и освещает высшую истину
(парататтва), она названа дипой.
Мокша-дипа – так как она рассеивает тьму заблуждений
(моха), предотвращает гибель (кшайарти), дарует божественный образ (дивья-рупа)
и освещает высшую истину (парататтва), она названа мокша-дипой (лампой
освобождения), так как она освещает путь к свободе.
Найведья (жертвенная пища) – О Кулешани! – так как
еда четырех видов и шести вкусов доставляет радость при подношении (ниведанат),
она названа найведьей.
Бали (жертва) – так как она возлюблена
многочисленными (Баху-пракара) небесными существами и мгновенно (липта) разрушает
грехи, она названа бали.
Таттватрая (три тела) – О, Возлюбленная! Простым
служение Божественной Матери три тела (таттва-трая) очищаются; так как сквозь
них светит Истина (таттва), они названы таттва-трая.
Чалука – так как она пожинает четыре вида
(чатур-варга) плодов,
Прасада (милость) -так как она пробуждает свет
блаженства (пракашананда), приводит к гармонии (самарасья) и открывает
(даршана) высшую истину, она названа прасадой.
Пана (напиток, вино) – О, Парамешани! – так как он
разрывает узы (паша), предотвращает попадание в ад (нарака) и очищает (павана),
он назван паной.
Упасти (служение, поклонение) – преданное служение
телом, речью и умом во всех действиях и согласно предписаниям, названо упасти.
Пурашчарана (предварительные ритуалы) -так как она
даруют любовь избранного божества посредством пяти частей поклонения и ведет
преданного вперед (пурах-чарати), она названа пурашчараной.
Упахара (подношение) – ритуал, где совершается
шестнадцать или двенадцать подношений, назван упахарой.
Удвасана – О, Любимая! Призывание и почитание Божества
с шестнадцатью подношениями в собственном доме, названо удвасаной.
Авахана – призывание Божества для почитания, названо
аваханой.
Стхапана – размещение Божества на соответствующем
месте, названо стхапаной.
Саннидхапана
Санниродхана
Сакликрити – выполнение шаданга-ньясы на теле
Божества, названо сакликрити.
Авагунтхана – покрывание, как говорят, названо
авагунтханой.
Амритикарана – О, Любимая! – выполнение дхену-мудры,
названо амритикараной.
Парамикарана – произнесение кшамасвы (извинительной
молитвы) и выполнение анджали-мудры, названо парамикараной, О, Любимая!
Свагата – вопрошение Божества о благополучии,
названо свагатой.
Падья (вода для омовения ног) —
Ачаманья (вода для полоскания рта) —
Аргхья – так как она уничтожает грехи, увеличивает
богатство, дарует сыновей и приносит бесценные плоды, она названа аргхьей.
Аштанга-ардхья – горчица, рис, кушарга (семена травы
куша), сезам, ячмень, сандал, фрукты и цветы составляют восемь компонентов
ардхьи.
Мадхупарка – О, Кулешвари! – мед, творог и топленое
масло, перемешанные вместе, названы мадхупаркой.
Снана (омовение) – омовение тела, водой, пропитанной
ароматом сандала, мускуса, агугу и т.д., названо снаной.
Вандана (приветствие)
Кшетра (место паломничества) – весь мир назван
кшетрой.
Кшетрапала (защитник) – высший Защитник земли,
назван кшетропалой.
О, Махешани! Итак, Я вкратце поведал Тебе об именах
Гуру и прочем. Тот, кто знает их, родился почитающим.

Комментирование запрещено.