Шактизм — проекция чистого имперсонализма [полигамия часть имперсонализма] сиддхов йоги на уровни сознания сущностей поздних Юг

Информация будет полезна для самых узколобых, у кого шакти(-зм), тантра йога вызывает стойкий баттхерт, беспокойство, желание критиковать (следствие зависти, невежества, низкого уровня сознания варна-санкара, плохой кармы [пояснение в прикреплённых постерах и коротких аудиозаписях] и т.д.)
Текст перепечатан со страницы атеиста, варна-санкара, маскирующегося под почитателя Шивы — да будет предано забвению его имя.

Маха Йогин

Система натхов является древней традицией йоги, вышедшей из тантризма и различных духовных школ сушествовавших во времена Маха Йоги Горакшанатха — это были: Капалики, Каламукхи, Пашупаты, ну и, конечно же, более ранние системы, методы, элементы йоги, о которых упоминается уже в ведических источниках 4 самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Горакшанатха считается основателем хатха-йоги и практики называемой кайа-садхана (садхана-тела). Имя Горакшанатха в традиции натхов считается основным. Но, несмотря на это, существует множество важных нюансов, связанных с системой натхов, которые стоит учесть. Традиция Натхов или cиддха-йога-парампара появилась как считают многие непосредственно от Шивы Адинатха, образована Маха Йоги Матсьендранатхом как тантрическо-йогическое направление Кула, позже эта традиция была усовершенствованна Маха Йоги Шива Горакшанатхом, который собрал так же духовный опыт всех йогинов в одну стройную систему йоги которую стали опредялять различными названиями Йога-авадхута-марга, сиддха-натха-сампрадайа, йога-марга, сиддха-сиддханта и т. д.

С Ади-натхом соотносят историю, которая чем-то схожа с ранними ведическими описаниями сотворения мироздания. Ади-натха проявился из пустоты шуньята, тело (пинда) Ади-натхи по ведической традиции можно соотнести с Хираньягарбха. Шакти Шивы Ади-натхи является Кетакой, которая проявлила изо рта Брахму, изо лба Вишну и из йони Шиву. Существует такая история: Ади-натха решил проверить эту (троицу Богов) и превратился в труп, плывущий по воде. Брахма, увидел его и отодвинул ногой от себя, Вишну просто отошел в сторону, а Шива взял его на руки, чтобы потом кремировать. При сожжении разных частей тела Ади-натхи из дыма, идушего от частей тела, проявились наиболее известные Натхи. Из костей Джаландхаранатха, из волос Горакшанатха, из пупа Матсьендранатха, из всех частей всего тела Чаурангинатха. Ади-натха и был самим Шивой, известным как Рудра, так же Кетака Ади-натхи и Гаури — это одна Шакти. Иногда её соотносят с Манаса Деви. В Индии многие считают, что Ади-натха был исторической личностью, жившей несколько раньше Матсьендранатха и Горакшанатха. Ади-натха изображают, как и всех натхов-сиддхов, в человеческой форме йогина. У натхов учителей принято, как и в тантрическом буддизме, соотносить с богами и гуру-йога имеет особое значение. Поэтому многих учителей изображают как ту или иную инкарнацию божеств Индийского пантеона. Не случайно во многих текстах натхов Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Ратнавали и др. вы можете встретить с самого начала перечисление учителей натхов и их прославление. У натхов почитание учителей, где-то схоже с почитанием бодхисатв в буддизме.

Существуют необычные формы божеств у натхов. Например: такая как Гаджабели Гаджакантхад натха. Это проявлениение известного нам Ганапати, только в теле йогина, он также как и Ганеша устраняет препятствия на пути йогинов. Интересно то, что Горакшанатха в самой Сиддха-сиддханта-паддхати так и называют Ганапати. Все Нава-натхи (9 форм натхов-богов) являются той или иной формой Шивы. В Индии верят, что Господь Шива явился в виде Горакшанатха, что бы открыть людям знания йоги Йога-видья.

____________________

Океан - это сколько луж? В межсезонье обосстрение у "экстрасенсов"

Аудио: Худших всегда большинствовсе что делают мистики, челядью считается ненормальным — Андрей Лапин

Аудио: Кто опасен для демонов — Лакшми Нараяна Дас

Аудио: Варна-санкара — Лакшми Нараяна Дас

Аудио: Четвёртый источник страданий — двеша — Лакшми Нараяна Дас

_________________________
Существует масса различных относительных версий, связанных с датировками жизни Горакшанатха и других великих Гуру натхов. Так, например, Д-р. Мохан Сингх утверждает, что Горакшанатха жил в 9-м веке, Д-р. Шахидуллах настаивает на 7-м веке, приводя этому массу доказательств. Сыновья Маха Йоги Матсьендранатха — Нимнатха и Парсанатха, если опираться на джайнские источники, жили до Махавиры, т.е., ранее 6 века до н.э., следовательно, их отец Матсьендранатха мог жить ещё раньше. Что сильно расходится с распространённым предположением, что он жил в 7-10 веке нашей эры. При тщательном изучении всех источников о датах жизни Махасиддхов, установить точные даты становится всё сложнее и сложнее. Вполне вероятно, что они могли быть долгожителями и даже бессмертными, что звучит несколько мифично. Хотя кто знает, о смерти многих сиддхов зачастую нет никаких упоминаний.=>

Профессор Г. Бриггс упоминает истории о том, что Горакшанатха являлся в каждую югу и существовал до проявления гуна-аватар (Шива-Вишну-Брахма). Горакшанатха появлялся в разное время и в разных местах, например: Пешваре, Дварке, Горакхпуре и др. Натхи в Индии видят в Горакшанатхе Гуру, Шиву, Великого йогина подвижника, чудотворца-мага. Он одновременно олицетворяет как образ совершенного ученика, так и Гуру. У буддистов есть версия, что Горакшанатх был изначально буддистом известным под именем Рамана-ваджра. Имя Горакшанатха почитаемо как северными сиддха-йогинами, так и южными. Его учение имеет тесную связь с тантрическим буддизмом, индийской алхимией, культами Сахаджия, бенгальских Баулов, Махешваров, Расавада-сиддхов (Расешваров), мусульманских йогинов Пиров, тамильских Ситтаров. Матсьендранатха и Горакшанатха также распространили свои методы йоги в (йогическую часть) другие традиции: Джайнизм, Вайшнавизм, Ислам (суфизм), Сикхизм и др. В своих письменных источниках сикхский Гуру Нанак, так же описывает свой даршан с Горакшанатхом. В Джанам Шакхис описывается встреча Гуру Нанака с Матсьендранатхом и Горакшанатхом.

Имя Горакшанатха часто упомянается в алхимических текстах. Алхимия и йога южно-индийских Махешваров подразумевала не всегда физическое бессмертие, а скорее продление жизни и также достижение Пурна-мокши (полного освобождения). Помимо того, что существует множество источников написанных на санскрите, хинди, маратхи, бенгали и т. д., где конкретно описаны истории связанные с Горакшанатхом и его учениками, существует также масса текстов, которые представители различных школ приписывают авторство своим учителям. Например, ряд индийских ученых и сами натхи считают, что в тантрической шактийской системе Крама, Гуру Махешварананда, известный своим текстом Махартха-манджари, не кто иной, как сам Махешвара Горакшанатх. Так же есть несколько спорных моментов по поводу Горакша-самхиты, известной так же, как Сваччханда-шактиаватара-тантра , который является по одной из версий текстом по алхимии и йоги(более ёмкий по объему в отличии от той Горакша-самхиты, которая нам известна). Ряд учёных считает, что этот текст связан с шактийским культом Кубджика, а другие же относят текс именно к натхам.

В целом йога натхов образовались из двух основных религиозно-философских и прикладных систем это Раджа-йога Патанджали, которая разъясняет теорию йоги, природу самадхи и то, как его достичь, вторым является тантризм. Поскольку эти два учения зародились несколько раньше, по мнению многих исследователей, чем учение Горакшанатха, то они, можно сказать, послужили предпосылкой для Хатха-йоги, которая объединила опыт классической йоги и тантры. Но йогины на самом деле переросли эти учения во многом и они взяли то что было практически самым эффективным в садхане.

Помимо того что натхи это люди веры они свою веру формировали из практического опыта. Основу учения натхов линии Горакшанатха пандиты часто обозначают термином двайта-адвайта-вибарджита (вне двойственности и не двойственности) или пракшапакша-бинирмукта (свободный от приверженности к какой либо доктрине, как и от ее отрицания). Йогины-авадхуты по большому счёту не были уже частью индуизма или даже тантризма, как предполагают многие учёные. Натхи старались не навешивать на реальность какие-либо мировоззренческие ярлыки и определения, что заставило многих пандитов определить натхов как слабую философскую систему. Другая ошибка в непонимании натхов, заключается в том что они якобы полностью отвергли социальную мораль и принципы Ямы-Нийамы, оставив лиш одну шаданга-йогу(6-ти спупенчатую йогу исключая Яму-Нийаму). Однако нам нужно также понять и то что у натхов нет каких либо однобоких трактовок той же ниямы, ведь ниям(предписаний для садханы) может быть например 10, 20 и тд. То есть каждый момент современной социальной жизни требует конкрено именно нужного для него подхода, а не слепого следования жестким предписаниям.

Можно смело сказать, что натхи не были и не являются фанатиками той или иной философии и религии. Естественно это вызвало множество непонимания со стороны индуиской ортодоксии. У натхов более гибкое понимание Ямы-Ниямы, техник хатха-йоги, и в этом также прослеживается влияние гибкого подхода и мировозрения тантризма.

В Шива-самхите (1.1-1.16) в самом начале говорится о том, что плохие поступки ведут к плохой карме, а хорошие — к хорошей, но все они и те и другие, есть ограничение для тех, кто стремится к освобождению. Шива-самхита так же говорит о бесполезности философских спекуляций и теории. Натхи, как и все истинные мистики в различных религиях, были выше любой религиозно-социальной формальности, внешне соблюдая её этикет а внутренне видя её как одны из форм многочисленных проявлений Шакти. Натхи подобно Даоским мастерам старались быть выше добра и зла.

Тела живых существ возникают из добрых и злых дел; из этих же дел возникает карма и это всегда идёт по кругу, как колодезное колесо. ( Гхеранда Самхита 1.6.). Подобное вы можете встретить почти во всех текстах натхов.

Горакшанатха описал свою систему терминами, связанными с различным духовным опытом, которые были понятны мистикам того времени, например: Маха-мудра, Кхечари, Шактичалана и д.р., многие взяты из индийской тантры или тантрического буддизма ваджраяны. Однако Горакшанатх соотносил их с телесной практикой. Тело у натхов, является источником освобождения и полной психо-физической гармонии, которую натхи называют термином Самарасья, обретаемой в теле йогина. Натхи считают что посредством кайа-садханы возможно не только просветление сознания от невежества, но также обретение состояние Шивы, как в духовном, так и на физическом плане.

Влияние натхов в Индии предельно велико, несмотря на закрытость самой системы не только для иностранцев, но и для многих индусов. В индийской социальной среде, натхов, как и тантриков часто по ощибке принимают за колдунов. Конечно же это достаточно примитивное виденье, хотя натхи и занимальсь магическими практиками но они никогда не были у них основными. Натхи естественно не обошли стороной и философскую базу Патанджали(Йогавада), от которой они по своему отличаются, а именно: Махариши Патанджали упоминает о Пуруше (духе) и Вишеша-Пуруше (особом Пуруше-Ишваре), он говорит об отделении духа Пуруши от Пракрити.

Учениение Патанджали является дуалистическим. Натхи же сделали акцент именно на Пуруше или Атме, считая её так же запредельной по отношению к трансцендентной и имманентной реальности. В Атме находится шунья (пустота), шуньятма и всё мироздание. Патанджали в большей мере исповедует отделение от Пракрити, так же как и ранние буддисты Тхеравады, которые исповедовали уход из Сансары. Буддисты отрицают существование Я и всего феноменального мира. Однако поздние формы буддизма больше смогли взаимодействовать с натхами. Шанкара так же утверждал, что Пракрити и Майя не являются реальными, т.е., хотя и это вопрос относительно Шанкарачарьи спорный. Существует версия, что было несколько Шанкарачарий. Равно как и то, что Шанкарачарья был один, адвайтин и тантрист в одном лице, так например его рассматривает тантрическо-шактийская традиция Шри Видья. По одной из легенд Шанкарачарья общался с Сатья натхом на свяшенной горе Шайла.

Натхи не отрицают реальность Шакти и почитают её различными методами, также не ограничивая себя исключительно Шактизмом или Шайвизмом, натха стремится к осознанию единства обоих Шива и Шакти таттвы. Натхи также не поощряют и застревание во внешнем поклонении, каким бы оно ни было. Натха-йогин со временем сводит все внешние тантрические поклонения к минимуму (как правило, они присутствуют в начальных ступенях) не потому, что эти практики плохие, а потому что без внутренней коренной трансформации они не имеют никакой реальной ценности. Однако сложность некоторых ритуалов у натхов вызвано ещё и тем что они превносили свой внутренний йогический опыт в тантрические обряды, в последствии также привнеся в них множество дополнений. На данный момент многие ритуальные практики у натхов сильно отличаются от наиболее извесных тантрических.

Роль Шакти и поклонение ей у Натхов

Как правило, у натхов с шактизмом в большей мере ассоциируется имя Матсьендранатха. Маха Йоги Матсьендранатха считают основателем тантрической системы Кула. Слово Кула, на санскрите может иметь несколько значений: Шакти, Шива, семья, род, проявленное мироздание, жизнь, мир форм, тело, семья Богов и Богинь (Йогини), Бхайрава и Бхайрави, канал Сушумна, Кундалини-Шакти, Сансара, имманентная реальность. В противоположность Куле, существует Акула-Шива, непроявленная, трансцендентная реальность. Горакшанатх в основе своего учения ставил опыт, где обретается единство Кулы и Акулы, в своей Атме, которой также считается и тело. Горакшанатх утверждал, что союз Шивы и Шакти в себе самом, выше как Каулическо-тантрического учения, так и, например, философии адвайты Шанкарачарьи.

Однако в этом Горакшанатх не противоставлял себя ни Матсьендранатху ни Шанкарачарье или более сложной адвайте например Абхинава Гупты, скорее он акцентировался на внутренней сути этих учений видя в них единство в своём мистическом опыте. Представление о том, что сущность йогина как микро-вселенная и вместилище Абсолюта, на первый взгляд может быть воспринята как некий эгоцентризм, однако на самом деле натхи далеки от каких либо мирских отождествлений, и порожденных ими эгоистических представлений о себе. Маха Шакти создаёт бесконечные многообразия грубых и тонких форм, великое множество мистических переживаний и опытов. Именно поэтому натх способен учится, у всего чего только возможно. Само это знание и есть Видья, то есть Шакти. Посредством мантры Адеш натх готов смиренно принять божественнюю волю выраженную через учителей.

Маха Йоги Матсьендранатх был шакта-тантристом, известный своим шактийским культом Йогини-Каула, которых обычно насчитывают 64. Наиболее известный текст, где упоминаются Йогини и садханы с ними связанные Кула-джняна-нирная. Иногда в текстах 8 Йогини соотносят с Ашта-Бхайравами (8 проявлений Шивы-Рудры), далее пантеон разделяется, от каждой из 8-и Йогини образуются ещё 8, всего 64.

Каулизм также известен как тантрический путь Вама-марга (тантра левой руки), где практикуется 5 М , которые порицаются в ортодоксальном индуизме, а в Кула-тантре их считают методами, способными освободить от грехов Кали-юги. Часто Вама-маргу сильно профанируют на Западе, в самой же Индии эта тантрическая система нигде не афишируется широко. Горакшанатх трактует 5 М , как внутренние йогические процессы. Матсьендранатха был Каула-тантристом и также хатха-йогином.

Амараугха-прабодха — текст Горакшанатха говорит о том, что Матсьендранатха во чреве рыбы практиковал метод кумбхаки, соединение токов Иды и Пингалы. Он считается покровителем города Катманду в Непале. В честь Матсьендры названы два храма в Непале (Шукла Белого и Ракта Красного Матсьендранатха), символы двух бинду Шивы и Шакти. Так же знаменитый центр тантризма Варанаси, известен как Чандра-двипа (лунный остров), на котором Шива передавал знания Деви и где Матсьендранатха их подслушал находясь во чреве рыбы.

Варанаси омывается с разных сторон реками Варана, Аси, Матсьодари и Ганга, что делает город похожим на остров. По одной из версий Матсьендранатха добыл тантрическое знание Кула-агаму из чрева рыбы, эти тексты по легендам Бог Сканда выбросил в море. С Матсьендранатхом связывают известный центр шактизма в штате Ассам Камакхья-питха. Название столицы этого штата, город Гуати, произошло от названия Гухья, то есть лес, в котором происходит таинство. Это место известно своим культом Йогини, где используются сакральные сексуальные ритуалы майтхуна. Так же есть версия, что Матсьендранатха удалился в царство женщин на Цейлон (Шри Ланка), где его спас Горакшанатх. Цейлон также известен как место, где когда-то Равана занимался садханой — поклонением Шиве.

Как мне говорил Гуру Дева Вагиш Шастри, Равана был первым каула-тантристом, так как он совершал каулические жертвоприношения. Хотя Равана известен в Рамаяне как демон, его отцом был Риши, а мать была демоницей. Вполне очевидно, что Кула-тантризм имеет дело с материальным планом и демоническими силами, как известно без яда не может быть и нектара, без смерти бессмертия, поэтому Шактизм можно считать и как путь к спасению, и как путь к духовной деградации, при его не правильном понимании, что встречается довольно часто. Майя Деви может дать освобождение, сиддхи, а может привести к духовному падению того, кто к этому не готов. Равана, судя по всему, был алхимиком и астрологом, о чём говорят его тексты Кумара-тантра и Равана-самхита. Равана поклонялся Шиве Рамешваре, возможно это как-то связанно с Культом Махешваров, который появился позже на юге Индии.

Не менее интересна в Индии традиция Кубджика (Кундалини), довольно закрытая школа в Непале, где посвящения передавались зачастую по родовой линии. Культ Кубджики не случайно получил своё развитие именно в Непале. Кубджика также имеет прямую связь с Матсьендранатхом и Горакшанатхом, так как имя Матсьендранатха часто упоминается в текстах этой школы.

Не удивительно, что имя Матсьендранатха так же связано и с традицией Кали-Крама (ветвь Кашмирского Шиваизма, основанная махасиддхом Ватуланатхой и известная как Шакта-упая). Дживан Растоги, известный тантролог, описывает парампару Крамы возводя её к Матсьендранатху. Конечно же, эти школы тесно связаны с Кундалини-садханой и системой 6-ти чакр шат-чакра, позже развитой учителями линии Горакшанатха.

Относительно чакр их количества, а также лепестков и прочих деталей, можно сказать что натхи в зависимости от различных сампрадай дают множество трактовок. Например: в ранних шактийских упанишадах их упомянается 9, также они упомянаются и в трудах Горакшанатха. В традиции Йогини-каула их 8 и они соотносятся с той или иной йогини и шакти, которая даёт садхаке определённую сиддху в результате практике поклонения. Шакти по сути и означает (силу) от санскритского корня «шак».

Без Шакти невозможно развить сиддхи. Позже чакры были сведены к 7, 6, или 5 как, например, в буддийской ваджраяне.

Существует множество направлений системы Кула. От Матсьендранатха образовалось множество школ тантризма, он оказал влияние на шактийский культ Крама, Шри Видья, Кубджика, Кашмирский Шиваизм, Даттатреи и д.р, многочисленные ответвления системы Кула, которые образовались как те или иные формы Вама-марги (путь левой руки). Стоит отметить, что многие Шакты в Индии придерживаются другого взгляда, не соотнося Шактизм с тантрой (левой руки), они соотносят Шактизм с ведизмом, используя как авторитет ту часть Вед, которая посвящена женскому божественному началу Шакти.

Одна из ветвей шактийского культа южно-индийскую традиция Шри Видья, как предполагают индийские пандиты, связана с Кубджика-тантрой и одна из школ Шри Видьи вышла из неё. Шри Видья так же известна своей садханой со Шри Янтрой. Это наиболее известная из всех существующих янтр. Иногда пути тантры — марги, разделяют на Самаю, где работа происходит в основном только с сознанием. Часто словом Самайя определяют Шри Видья, которая известна как Шактистская система, где главную роль отводят Богине Лалита Трипура Сундари или Бала Трипура Сундари. Эта очень известная богиня в Шри Видье имеет много общего со школой Натхов, где принято поклоняться Йога Майи Деви, её называют Бала Сундари. У Натхов принято почитать Йога Майю Бала Сундари, она даёт йога-видью и устраняет иллюзии йога-садхака.

Трипура Сундари в Шри Видье еще называют Шодаши, то есть она всегда остаётся вечно молодой (16 летней). Её так же олицетворяют 16 Нитья Деви, они символизируют собой богинь светлой луны; так как луну часто соотносят с Шивой, а Солнце с Шакти, то светлая растущая луна символ союза Шивы и Шакти. Эти 16 Деви соотносятся с панчодаши 15-и слоговой мантрой Шри Видьи и Шодаши 16-и слоговой. Шестнадцатый слог — это полная луна она за пределами тёмной и светлой Луны, то есть вне любой двойствености. Интересно то, что Натхи всех божеств, воспринимают, как правило, в пинде, то есть в теле.

Сразу можно вспомнить 16 Адхар (опор), расположенных вдоль всего тела. В теле одни элементы (дхату) соотносятся с Шакти, другие с Шивой. Адхара это так же имя Шивы. Эти все соответствия можно соотнести и с Шри Янтрой и с телом, на которое она проецируется со слогами мантр.

Богиня Трипура Сундари олицетворяет в себе всех трех основных Шакти: Лакшми, Сарасвати, Кали или Парвати. Эта Богиня Кундалини-Шакти, которая локализирована в треугольнике Канда на уровне муладхара-чакры, в Шри Янтре это центральный треугольник Кама-Кала. Если взять и проанализировать чакральную систему, то мы увидим, что Кундалини-шакти является нам как Мать Матрика в виде звука образованного буквами санскрита. Она разделяется на 16 гласных соотносимых с вишуддха-чакрой и на 32 плюс 4 биджи, связанные с элементами, что составляет 36 акшар согласных.

У Шиваитов они соотносятся с 36 таттвами. Вместе они символизируют Шиву и Шакти. При пробуждении Кундалини-шакти и её соединении с Шива-таттвой, Матрика, смешивая гласные и согласные, образует Малини. Шодаши часто определяют как 37-ю таттву, которая вне всех таттв. Кундалини, это в первую очередь звук, изначально известный как шабда-брахман. Натхи особое значение уделяют нада-анусадхане. Натхи-аугхара носят ритуальный свисток Нади, которым почитают божества и учителей. Звуком они предлагают результаты йогической садханы.

В Тантрической системе Кула методы поклонения в основном связаны с собственным телом и телом партнерши, например в стри-пудже; или с поклонением мурти, как в дакшина-марге. В вамачарском ритуале в тело призывается божество, которому совершается поклонение. В этой практике необходимо знать множество деталей и практиковать ее опасно без передачи от Гуру. Дакшина-марга это внешний путь (Праврити), а Вама-марга — внутренний путь (Ниврити), Карма и Джняна. В Мишра-марга (путь, объединяющий дакшина- и вама-) работает с проявленным планом, она связана с работой тонкого плана. Совершенно очевидно, что любая марга подразумевает работу со всеми планами, отсюда такое различие в предпочтениях школ.

Стоит заметить, что Натхи, почитают все проявления божеств как различные проявления единой Шакти, поэтому часто учение Натхов определяют как Шакти-вада — мировоззрение, основанное на видении всех проявленных форм, как одной единой Шакти. Шакты опираются на шактийские упанишады, пураны, тантры или нигамы, как принято их называть, Натхи тоже признают авторитет этих писаний. На данный момент один из самых распространённых в Индии шактийских культов — Шри Видья, его иногда подразделяют на 3 марги (пути): Самая-марга (в ней акцент делается на внутренних практиках), Кула (с использованием ритуала 5М) и Мишра-марга (объединяет методы из Каула и Самая). Линия Горакшанатха скорее соответствует Самайе и в какой-то мере Мишре. По учению Кула, в каждую из юг, существовал свой Кула Гуру: Курманатха, Кхагендранатха, Мешанатха, Матсьендранатха.

В Кали-югу покровителем Каула-дхармы является Матсьендранатха. Считается, что в Кали-югу, тантра — наиболее быстрый путь к духовной свободе, однако Натхи, последователи Горакшанатха, видят именно хатха-йогу и кайя-садхану, как путь к спасению в век темноты.

Тантра имеет очень большую связь с Шактизмом. Известный тантрист 10 века, Абхинавагупта, упоминает в Шри Тантралока Матсьендранатха как своего Гуру. Он так же практиковал Шри Видью и Кали-Видью. Неудивительно, что он упоминает не только Матсьендру (Шри тантралока), но и Шамбхунатха (Тантра-сара), как своего Гуру.

Шамбхунатха считается не только основным гуру Абхинава Гупты, он так же известен как Гуру натха-сампрадаи. Основателем Херука Чакрасамвара-тантры является Луипа (Луипада), в Бенгалии его соотносят с Матсьендранатхом. Кстати, упомянутый Кришнананда, известен в традиции Ваджраяна под именами: Канхапа, Пандитачарья или Кришначарья. Еще Кришнананда известен у Натхов, как Кришнанатха. Его и уже упомянутого Луйипу (Матсьендранатха, Авалокитешвара), а так же Гандхападу, буддисты связывают с материнской тантрой, Чакрасамвара. Кришнананда был учеником известного Джаландхарнатха. Линия Джаландхара, так же его линия, восходит к Ади-натху. Чакрасамвара-тантра — одна из материнских тантр в Ваджраяне, где в отличие от индийской тантры, высшая абсолютная пустота шуньята тождественна женскому архетипу Абсолюта, а каруна (сострадание) или упая (метод) — мужскому. Можно заметить много взаимосвязей натхов и шактов, поклоняющихся женскому началу и увидеть у натхов совершенно конкретные садханы, посвященные Шакти.

Связи натхов с другими духовными школами

Практически все традиции индуизма так или иначе были связанны с натхами. Нам известно, что буддийская сахаджия перешла в вайшнавский бенгальский культ, и что знаменитый Йоги Гхеранда был одновременно вайшнавом из Бенгалии и натхом, о чем упоминает и Г. Бриггс.

Следует, к примеру, рассмотреть одну из ветвей Натха-парампары: Горакшанатха- Гахининатх (1175-1210) – Нивриттинатха (1195-1277) — Джнянешварнатха (1275-1347). Джнянешвара был не только натхом, но и основателем вайшнавского направления Варкхари в Махараштре (штат Индии). Джнянешварой были написаны комментарии на Бхагавад-гиту (Джнянешвари) в контексте йоги.

Двое сыновей Матсьендранатха, Нимнатха и Парсанатха основали свои направления связанные с Джайнами, правда это несколько другие школы и с ними ортодоксальные натхи практически не поддерживают связь на данный момент. Джайны заимствовали у натхов некоторые методы йоги, создав синтез джайнизма с йогой. Интересные связи с натхами можно проследить в другой шайвовской традиции Шайва-сиддханта, связанной с сиддхами Нандинатхой и Тирумуларом — сами они были из Кашмира, но позже их учение получило распространение на юге Индии в Тамилнаду.

В исламе так же было немало взаимосвязей с натхами. В Непале Йоги Ратананатха обрел популярность у индийских мусульман (суфиев), которые в последствии практиковали хатха-йогу, в Индии их стали называть Пирами . В Пакистане и Афганистане до сих пор сохранилась линия, идущая от Ратананатха. В мусульманском Бангладеше, городе Читтагон, так же есть храм Натхов построенный в честь Шивы Ади-натха.

Известный Йогин Нагарджуна входит в список 84-х натхов, однако список имен несколько отличается от 84 сиддхов буддизма ваджраяны. Нагарджуну считают поэтом, алхимиком, основателем мадхьямики — учения о шуньяте и йогином-сиддхом. Его трактовка Абсолюта и духовного опыта как пустоты (шуньяты) и её трансцендентности, которую не возможно описать никакими терминами, субъективными и объективными определениями, по своей сути очень схожа с учением Горакшанатха. Учение Нагурджуны часто определяют как учение о пустоте Шуньта.

Натхи почитают Горакшанатха как проявление шуньяты. Алхимия Горакшанатха и Нагарджуны во многом соответствует друг другу, вероятно, что эти два учения как-то взаимодействовали между собой. Более того, освобождение при жизни (дживан-мукта), то, к чему стремятся Натхи, сходится с идеалом Махаяны достижение состояния Боддхисаттвы (тот, кто не уходит в нирвану ради спасения других). Поэтому Натха, как и Бодхисаттва, по своей сути, вне Сансары (Кула), так как он освобожден от неё и вне Нирваны (Акула), хотя он, несмотря на духовное освобождение, остаётся в Куле (то есть в Сансаре), ради спасения других. Многие учёные предполагают, что существовал не один Нагарджуна, так же как и Матсьендранатх.

Возможно, что в своё время многие буддисты во времена мусульманской агрессии, перешли из буддизма в натхизм, поскольку натхи принимали практически все религиозные течения, в том числе и Ислам, это было разумным действием, учитывая еще и то, что буддизм вытеснялся из Индии. Часть буддистов того времени смотрелись как неортодоксы в самом Буддизме, примерно, как и суфии в Исламе. Например, для буддиста хождение голым и обросшим, как это делали некоторые буддийские секты того времени, было неприемлемо для общепринятого буддийского монашества.

Тантрический буддизм не обошло влияние Горакшанатха, он заимствовал методы хатха-йоги, хотя конечно несколько модернизировал их под своё учение. Многое из методов йоги вместе с Буддизмом проникло в Китай, Бирму, Таиланд, так как в ранних даосских текстах мы не встречаем упоминания о тонкостях и деталях связанных с практиками цигун. Методы йога-садханы натхов распространились практически на все религии Индии, страны Востока и Запада. Позже, они утратили в чём-то связь с изначальной традицией. Незаметным для всех образом, Горакшанатх повлиял на йогу, которая в том или ином виде практикуется по всей планете. Суфийские ордена, исихасты христиан, разного рода мистические западные ордена, использовали методы йоги. Система йоги в средние века распространялась на Запад через страны Средиземноморья. Сейчас многие даже и не предполагают, что всем этим они обязаны именно самому Горакшанатху. Его вклад в йогу можно сравнить с религиозным переворотом, который сделал Иссус Христос в Христианстве. Имя Горакшанатха растворилось в веках судя по всему по той причине, что Горакшанатх жил на Востоке, а Восток как известно меньше направлен на внешнюю жизнь в отличии от Запада. У натхов и в подобных их традиции мистико-йогических школах, наиболее заметна направленность на внутренне, в отличии от каких либо систем индуизма. Наша задача, как практикующих йогу, знать её корни, это будет способствовать пониманию многих практических сторон хатха-йоги.

Садхана

Йоги-практики пытались систематизировать, сделать одну стройную школу натхов, однако существующее изобилие различных методов тоже удобно, поскольку позволяет более объективно подойти к своему личному духовному развитию. В Шива самхита, Хатха-ратнавали говорится о 4-х йогах для разного уровня садхаков: Мантра, Хатха, Лайя, Раджа; а Гхеранда самхита — о разных видах самадхи, связанных с той или иной йогой: бхакти-йога-самадхи, раджа-йога-самадхи, дхьяна-йога-самадхи. Мантра-йога идёт первой, потому что она играет важную роль в практике ритуального поклонения тому или иному божеству, а божеств у натхов достаточно много.

Всё поклонение постепенно сводится к 9 формам, которые являются основными божествами индуистского пантеона. У натхов они проявлены в 9 формах великих Учителей — Махасиддхов, о которых речь пойдёт ниже. Основным из них является Гуру Маха Йоги Шива Горакшанатха. Кому-то больше подходит какая-то одна из перечисленных йог, а кто-то может сочетать все четыре, но это обычно решает ваш Гуру. Мантра-йога дает необходимый опыт для Хатха, Кундалини и Раджа-йоги, и необходимые мантры ученику должны быть переданы от Гуру. В Шива-самхите говорится так же о том, что садхану можно разделить на карма-канду (раздел обрядов и ритуалов) и джняна-канду (внутренние практики, без акцента на ритуальность).

Много внимания натхи уделяли и магии. В качестве примера следует обратить внимание на Горакша-тантру Нарахаринатха, трактат, где перечисляются все шат-карма (6 магических действий, известных в классической тантре).

Приверженцы Натхов разделяются на 3 категории, две из которых относят к категории садху:

1) джигьясу — означает тех, кто стремится изучить традицию, и может поклоняться божествам в храмах. Те, кто посещает храм, общаются с Гуру, получая упадеши (наставления). Они могут практиковать методы йоги.

2) Другая категория — это садху аугхара. К ним относятся те садху, которые живут в храме и ведут отрешенный образ жизни. Они не носят серьги кундала, могут практиковать тантрические методы, хотя, насколько мне известно, кундала, не есть окончательное табу, ведь среди сиддха-йогинов существует множество ответвлений и школ. Мне встречались и Грихавадхута (тантрические садху, совмещающие садхану с семейным образом жизни), которые также носят кундалы в ушах, что, правда, не частое явление в Индии, но, как говорится, имеет место быть.

В целом Натхи ведут довольно саттвичный образ жизни, в которой поощряется аскетизм, но не в качестве единственной духовной панацеи.

Термин аугха означает — движение, вы можете встретить в тантре классификацию, делящую Гуру на Дивьяугха, Сиддхаугха, Манаваугха. Тантрический термин аугха еще означает поток, а ра — получение. То есть поток может быть связан с надой. Аугхара — это приверженец парампары натхов.

3) И еще одна категория — это канпхата или даршани, т. е., те, кто носит в центре ушного хряща серьги. Серьги важны в ритуальном поклонении своему Гуру и Горакшанатху. Представители этой категория садху у натхов практически все автоматически считаются Гуру. Гуру могут быть так же и Аугхара, а Канпхаты напротив могут не выступать в роли учителей. Многие из садху уходят в безлюдные места, где занимаются практикой.

Две серьги кундала — символы Солнца и Луны, Иды и Пингалы, а также символы токов энергии в этих двух каналах. Кундала означает, что Натх трансцендентен по отношению к Праврити-Ниврити, Карме-Гьяне, Кулы-Акулы, Ха-Тха и какой либо ещё двойственности. Серьги в ушах определяют именно сиддха-йогина. Некоторые натховские садху ограничиваются просто джанео, например Аипа-пантхи.

Натхов в Индии можно определить по двум атрибутам: по коричневой шерстяной нити джанео, на которой висит свисток нади (он символизирует звук анахата-нада и используется для почитания гуру-парампары) и по кундалам в ушах.

В тантризме существует множество внешних садхан и ритуалов для обретения внутреннего духовного опыта. Натхи создали свою систему, которая уже подразумевает наличие у адепта этого опыта, без которого хатха-йога может стать просто имитацией йогина, делающего асаны.

Йога натхов — это в первую очередь служение божеству. Натхи, разделяют бхакти на два уровня Сагуна и Ниргуна-бхакти. Сагуна делится на пять уровней: Санимита, Чубхакия, Шрадха-параяна, Саха, Самарасата. Ниргуна считается более высокого уровня, в свою очередь она делится на: Арта, Джигьясу, Артхатхи и Джняна-бхакти.

Все хатха-йогины Натхи являются авадхутами. Авадхута — это тот, кто пребывает вне какой-либо двойственности. Практически все мантры у Натхов начинаются и заканчиваются на слово: Адеш, что означает волю Абсолюта и то, что ты готов следовать ей, это слово так же используют во время приветствия натховских учителей.

Страницы: 1 2 3

Комментирование запрещено.